По данным исследования ГК «Солар», сотрудники более 50% компаний в России имели опыт участия в киберучениях. Большая часть опрошенных планируют проводить их в будущем со средним бюджетом около 500 000 рублей на одного сотрудника.

В опросе приняли участие порядка 100 представителей различных российских организаций, отвечающих за выбор и внедрение продуктов и сервисов по кибербезопасности. В число респондентов вошли коммерческие компании различных сегментов (B2G, B2E, B2B, B2SMB) и организации государственного сектора, включая федеральные и региональные органы власти. География участников исследования охватила Москву (43%) и Санкт-Петербург (14%), а также другие регионы страны (43%).

Как продемонстрировал опрос специалистов, отвечающих за выбор и внедрение продуктов и сервисов по кибербезопасности, 52% российских организаций применяли такой инструмент повышения практических навыков, как киберучения. 75% респондентов намерены проводить их в будущем. Рынок киберучений в России довольно молодой, он имеет тенденцию к росту и огромный потенциал для развития, отмечают эксперты «Солара».

Относительно бюджетов мнения опрошенных разделились. 42% указало, что в расчете на одного сотрудника руководство может потратить до полумиллиона рублей на киберучения. Около четверти (26%) компаний готовы выделить до 100 тыс. рублей. 13% назвали сумму от 500 тыс. до 1 млн, а остальные 19% — более 1 млн.

Что касается периодичности тренировок, 87% респондентов утверждают, что киберучения необходимо проводить минимум дважды в год. 16% считают, что делать это нужно ежемесячно, 45% — раз в квартал, 26% — каждые полгода. Остальные 13% выбрали вариант «реже раза в год».

Чтобы избежать инцидентов с серьезными потерями, командам киберзащиты нужно постоянно совершенствовать навыки отражения кибератак, прежде всего за счет регулярных киберучений. В России большую роль в этом играет платформа «Солар Кибермир», на которой уже прошли тренировки более 3 000 специалистов. Тема только набирает свою актуальность — по итогам 2023 года эта цифра может удвоиться», — прокомментировал результаты исследования Евгений Акимов, директор киберполигона «Солар» ГК «Солар».  

Судя по количеству сотрудников, которые потенциально могут принять участие в учениях, подразделения по кибербезопасности в основном небольшие. Так, 20% планируют отправить на тренировку одного-двух человек, 37% — до десяти, всего 20% — до пятидесяти, а 21% — больше полусотни.

Как показывает практика «Солара» по проведению киберучений, в среднем по России уровень подготовки ИБ-специалистов явно недостаточный. Между тем, от их практических навыков напрямую зависит уровень защищенности организации. Однако, по мнению 32% участников исследования, для руководства целесообразность подобных тренировок пока не очевидна.

29% отметили сложности в согласовании и неготовность руководства выделять финансирование на подобные мероприятия. 25% пожаловались на нехватку времени в силу высокой загруженности IT-специалистов. 21% считает стоимость такой услуги слишком высокой. 8% сослались на отсутствие доверия к внешним провайдерам и предпочитают самостоятельно повышать навыки ИБ-команд.

Несмотря на это, подавляющее большинство представителей российских компаний считает кибертренировки полезными (72%) и эффективными (66%). При этом 69% респондентов уверены, что такие мероприятия помогают повысить уровень защищенности организации.

Эксперты «Солара» отмечают, что представители крупных предприятий видят в киберучениях больше ценности, в сравнении с небольшими организациями. Во многом это объясняется тем, что в корпорациях гораздо чаще сталкиваются с сетевыми атаками, беспрецедентный рост которых пришелся на 2022 год. При этом потери от инцидентов вместе с затратами на восстановление сетевой инфраструктуры и информации могут доходить до миллиардов рублей.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПРОДУКТА

Еще больше о наших возможностях

Российская неделя кибербезопасности 2025: кибербез-ликбез, дни открытых дверей и Киберстарт для молодых специалистов

Российская неделя кибербезопасности 2025: кибербез-ликбез, дни открытых дверей и Киберстарт для молодых специалистов

Узнать больше
Рынок корпоративного ИБ-образования в России достигнет 3,4 млрд рублей к 2026 году

Рынок корпоративного ИБ-образования в России достигнет 3,4 млрд рублей к 2026 году

Узнать больше
Solar appScreener: проверили более 100 миллиардов строк кода за 10 лет

Solar appScreener: проверили более 100 миллиардов строк кода за 10 лет

Узнать больше
AI в ИБ-отрасли и кибератаки в эпоху информационной войны: подробности программы SOC Forum 2025

AI в ИБ-отрасли и кибератаки в эпоху информационной войны: подробности программы SOC Forum 2025

Узнать больше
«Солар» и «Группа Астра»: новый этап технологического партнерства лидеров IT-и ИБ-рынков

«Солар» и «Группа Астра»: новый этап технологического партнерства лидеров IT-и ИБ-рынков

Узнать больше
Более 70% опрошенных студентов Нижнего Новгорода считают кибербезопасность перспективной сферой для трудоустройства

Более 70% опрошенных студентов Нижнего Новгорода считают кибербезопасность перспективной сферой для трудоустройства

Узнать больше
Самые уязвимые мобильные приложения – сервисы доставки готовой еды, товаров для дома и дачи, онлайн-аптеки

Самые уязвимые мобильные приложения – сервисы доставки готовой еды, товаров для дома и дачи, онлайн-аптеки

Узнать больше
DDoS по расписанию: хакеры используют значимые для государства события для атак на российские компании

DDoS по расписанию: хакеры используют значимые для государства события для атак на российские компании

Узнать больше
«Солар» выходит на рынок SIEM: две технологии в одном продукте и до 40% экономии на внедрении

«Солар» выходит на рынок SIEM: две технологии в одном продукте и до 40% экономии на внедрении

Узнать больше
Компания «Софтлайн Решения» (ГК Softline) получила награду за самый быстрый рост продаж от ГК «Солар»

Компания «Софтлайн Решения» (ГК Softline) получила награду за самый быстрый рост продаж от ГК «Солар»

Узнать больше