Группа компаний «Солар», ведущий российский архитектор комплексной кибербезопасности, оценивает, что объем потребления сервисов ИБ в сегменте малого и среднего бизнеса (МСП) в России может вырасти более чем в два раза – с текущих 15 млрд рублей в год до 35–37 млрд рублей к 2030 году на фоне роста цифровизации и актуальных киберугроз. Востребованность услуг информбезопасности среди представителей МСП подтверждают результаты опроса [1] по оценке бюджетов и планов компаний на развитие информационной безопасности.

Ключевые тренды потребления сервисов информбезопасности среди малого и среднего бизнеса:

  • 82% российских предприятий малого и среднего бизнеса столкнулись с киберинцидентами в течение последнего года.
  • Компании в сегменте СМБ с выручкой до 15 млн рублей в год готовы тратить на ИБ в среднем около 5 000 рублей в месяц. Организации с годовой выручкой от 15 до 100 млн рублей могут тратить на ИБ порядка 25 тыс. рублей в месяц, с выручкой свыше 100 млн в год – около 200 тыс. рублей ежемесячно.
  • 62% российских предприятий малого и среднего бизнеса предпочли бы приобретать ИБ-решения у одного подрядчика. Больше половины (56%) представителей МСП не готовы инвестировать в индивидуальные продукты в области ИБ ввиду их более высокой стоимости и предпочли бы готовые сервисы по подписке.

Николай Сивак

коммерческий директор ГК «Солар»

«Сегмент малого и среднего бизнеса становится все более значимым для российской экономики – зарегистрировано более 6 млн предприятий малого и среднего бизнеса, их выручка по официальным данным, достигла 2,5 трлн в 2024 году. Исследования, проведенные «Соларом», говорят о том, что больше 80% малых и средних компаний регулярно сталкиваются с теми же типами киберугроз, что и крупные компании, но располагает куда меньшими ресурсами для защиты. Это представляет риск не только для самих представителей сегмента, но и для крупных организаций – нередко именно небольшие компании-подрядчики становится «уязвимым звеном» в атаках на более масштабных игроков. Уже к 2030 году объем потребления ИБ-сервисов в МСБ может вырасти более чем вдвое – и мы ожидаем, что за этот рынок развернется острая конкуренция. Наша задача как отрасли в том, чтобы обеспечить этому сегменту доступные, надежные и простые в использовании инструменты защиты, отвечающие специфическим потребностям малого бизнеса».

Рост угроз и спрос на защиту

Малый и средний бизнес все чаще становится объектом киберугроз – как вследствие общего роста числа атак, так и в роли звена в цепочках поставок крупных компаний. Согласно аналитике ГК «Солар», 82% российских МСП столкнулись с киберинцидентами в 2024 году. Наиболее распространенные угрозы:

  • Бот-атаки – зафиксированы у каждой четвертой компании;
  • Вирусные заражения и фейковые регистрации – у каждой пятой.


Рисунок 1. Значения указаны в процентах (%).

Чаще всего – от нескольких раз в месяц и больше – малый и средний бизнес сталкивается с атаками ботов, фишингом, DDoS-атаками и фейковыми регистрациями. Последние также называются «спам-заявками» и чаще всего совершаются специальными спам-ботами по инициативе хактивистов или хакеров по заказу конкурентов. При большом количестве фейковых регистраций или брони бизнес теряет административный ресурс на их обработку, клиенты лишаются возможности достучаться до компании, а сама организация лишается заказчиков и, соответственно, прибыли.

Рисунок 2. Типы и частота киберугроз для представителей СМБ, значения указаны в процентах (%).

С учетом профиля угроз наибольшим спросом в сегменте МСБ пользуются сервисы кибербезопасности по подписной модели. Среди востребованных направлений – защита веб-ресурсов и сетевая безопасность.

Сегодня на рынке по-прежнему ощущается дефицит решений, адаптированных под малые компании. При этом стоимость базовой защиты от DDoS-атак начинается от 1200 руб., а тариф включающего защиту от сайта от DDoS, предотвращение взлома и блокировку ботов – от 7800 руб. в месяц. Такие сервисы могут быть доступны для компаний с небольшим штатом и сетевой структурой – например, для розничных точек или компаний сферы услуг.

Расходы на информационную безопасность растут вместе с выручкой компаний

Почти половина (48%) представителей МСБ с выручкой до 15 млн рублей в год готовы тратить до 5 тысяч рублей ежемесячно на обеспечение кибербезопасности. При выборе решений для них ключевыми факторами являются возможность подписки, онлайн-доступ и отсутствие необходимости дополнительных настроек на своей стороне.

В то же время, 46% организаций с ежегодной выручкой до 100 млн рублей готовы выделять ежемесячно более высокий бюджет — от 10 тысяч рублей до 25 тысяч рублей. А более трети компаний (37%) с ежегодным доходом свыше 100 млн рублей готовы тратить на внедрение и использование ИБ-продуктов ежемесячно от 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей. Клиенты с таким бюджетом на ИБ ориентируются на наличие технической поддержки, формат «все в одном» и возможность кастомизации. Таким образом, масштаб бизнеса и его уровень дохода напрямую влияют на развитие ИБ-инфраструктуры — чем выше показатели, тем важнее обеспечение безопасности ее контура.

Рисунок 3. Значения указаны в процентах (%).

Также согласно исследованию, 62% российских компаний предпочли бы приобретать ИБ-решения у одного подрядчика. Это может свидетельствовать о стремлении упростить управление безопасностью: чем меньше точек входа, тем легче контролировать риски и управлять расходами.

Рисунок 4. Значения указаны в процентах (%).

Все малые и средние предприятия отмечают важность таких факторов, как стоимость, техническая поддержка, простота установки и запуска решений.

Запрос на доступные и гибкие решения

По результатам опросов ГК «Солар», преимущественно представители МСБ (56%) не рассматривают для себя индивидуальные решения. Готовность инвестировать в гибкость и интеграции напрямую зависит от бюджета и зрелости бизнеса – доля готовых к индивидуальным решениям заказчиков растет вместе с выручкой компании.

Рисунок 5. Значения указаны в процентах (%).

При этом, 44% респондентов заинтересованы в гибких и индивидуальных подходах к обеспечению информационной безопасности под конкретный запрос и задачи.

Рисунок 6. Значения указаны в процентах (%).

[1] - О методологии

Компания «Солар» регулярно проводит исследования с представителями разных сегментов бизнеса. Данные основаны на опросе представителей B2G, B2B и B2SM, которые выбирают или внедряют решения цифровой безопасности. Минимальная выборка – от 200 респондентов на каждый сегмент.

В рамках исследований к B2SMB (малый и средний бизнес) сектору отнесены компании с объемом выручки < 800 млн рублей в год или с < 250 сотрудников.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПРОДУКТА

Еще больше о наших возможностях

Выставка «Киберкультура» — искусство и кибербезопасность в одном флаконе!

Выставка «Киберкультура» — искусство и кибербезопасность в одном флаконе!

Узнать больше
Почта России и «Солар» выявили и заблокировали более 250 фейковых ресурсов почтового оператора

Почта России и «Солар» выявили и заблокировали более 250 фейковых ресурсов почтового оператора

Узнать больше
«Солар» увеличил выручку до 12,8 млрд рублей по итогам девяти месяцев 2025 года

«Солар» увеличил выручку до 12,8 млрд рублей по итогам девяти месяцев 2025 года

Узнать больше
Российская неделя кибербезопасности 2025: кибербез-ликбез, дни открытых дверей и Киберстарт для молодых специалистов

Российская неделя кибербезопасности 2025: кибербез-ликбез, дни открытых дверей и Киберстарт для молодых специалистов

Узнать больше
Рынок корпоративного ИБ-образования в России достигнет 3,4 млрд рублей к 2026 году

Рынок корпоративного ИБ-образования в России достигнет 3,4 млрд рублей к 2026 году

Узнать больше
Solar appScreener: проверили более 100 миллиардов строк кода за 10 лет

Solar appScreener: проверили более 100 миллиардов строк кода за 10 лет

Узнать больше
AI в ИБ-отрасли и кибератаки в эпоху информационной войны: подробности программы SOC Forum 2025

AI в ИБ-отрасли и кибератаки в эпоху информационной войны: подробности программы SOC Forum 2025

Узнать больше
«Солар» и «Группа Астра»: новый этап технологического партнерства лидеров IT-и ИБ-рынков

«Солар» и «Группа Астра»: новый этап технологического партнерства лидеров IT-и ИБ-рынков

Узнать больше
Более 70% опрошенных студентов Нижнего Новгорода считают кибербезопасность перспективной сферой для трудоустройства

Более 70% опрошенных студентов Нижнего Новгорода считают кибербезопасность перспективной сферой для трудоустройства

Узнать больше
Самые уязвимые мобильные приложения – сервисы доставки готовой еды, товаров для дома и дачи, онлайн-аптеки

Самые уязвимые мобильные приложения – сервисы доставки готовой еды, товаров для дома и дачи, онлайн-аптеки

Узнать больше