Более половины российских компаний (58%) столкнулись с увеличением стоимости отечественных средств защиты, начиная с февраля-марта 2022 года после ухода из страны иностранных вендоров по кибербезопасности. Примерно треть организаций (34%) отмечают, что цены на решения увеличились на 20% и менее, а каждая пятая компания (24%) заявляет о более высоком увеличении стоимости. К таким выводам пришли эксперты бизнес-направления «Solar Интеграция» компании «РТК-Солар» по результатам исследования, в котором приняли участие более 100 представителей российских организаций, отвечающих за выбор и внедрение продуктов по кибербезопасности.

Согласно исследованию, в январе в коммерческих компаниях преобладали иностранные средства защиты: в половине организаций (51%) доля отечественных продуктов по кибербезопасности составляла менее 15%. В то же время в трети организаций (33%) государственного сектора более 60% средств защиты приходилось именно на отечественные решения. Опрошенные эксперты ожидают, что доля российских инструментов кибербезопасности заметно увеличится уже к концу следующего года: в 53% компаний госсектора и 30% коммерческих организаций она может превысить 60%.

В ходе исследования специалисты «Solar Интеграция» также выяснили, какие сложности возникают у российских компаний при переходе на отечественные средства защиты в экстренных условиях ухода иностранных вендоров. Почти половина опрошенных (46%) так или иначе столкнулись с задержкой сроков поставки решений. При этом 8% респондентов отмечают, что поставщики вообще не готовы гарантировать сроки, а треть (29%) столкнулись с задержкой поставок на одну-две недели. Регулярные проблемы с работоспособностью отечественных средств защиты отмечают в основном коммерческие компании: 20% опрошенных против 3% в государственном секторе. Также треть из них (28%) ожидают значительных функциональных доработок продуктов, в то время как респонденты в организациях госсектора такой вариант в принципе не выбирали.

Среди наиболее распространенных к началу этого года отечественных средств защиты респонденты назвали антивирусное ПО (более 80%), VPN-шлюзы (13%), системы защиты баз данных (10%) и межсетевые экраны следующего поколения (9%). В целом, 84% опрошенных ответили, что планируют переход на отечественные продукты по кибербезопасности, при этом в госсекторе об этом заявили все респонденты. Среди средств защиты, которые планируется внедрить до конца 2023 года, чаще всего назывались антивирусное ПО (38%), VPN-шлюзы (19%), системы защиты веб-приложений (15%), системы защиты баз данных (14%), DLP-системы (13%) и IdM-системы (11%).

Как показало исследование, с экстренной необходимостью перехода на отечественные средства защиты в большей степени столкнулись коммерческие компании, где зарубежные продукты преобладали в начале этого года. В организациях госсектора доля российских средств защиты была выше, что объясняется проводимой в последние годы государственной политикой импортозамещения и регуляторными требованиями. Переход на отечественные средства защиты в сегодняшних реалиях осложняется возросшей стоимостью решений и увеличенными сроками поставок. Это объясняется дефицитом аппаратных платформ, возникшим после ухода из России целого ряда иностранных ИТ-вендоров, а также логистическими трудностями, которые испытывают российские производители по кибербезопасности.

«Мы видим стихийно возросшую потребность в миграции на отечественные средства защиты и в усилении защищенности компаний в целом. Основной фокус направлен на замену базовых средств защиты инфраструктуры, сети и периметра — всего, что представляет основу безопасности любой компании и где появляются самые высокие риски в связи с уходом иностранный производителей. Импортозамещение более сложных решений, как правило, планируют во вторую очередь или даже в следующем году. К сожалению, при миграции с иностранных решений на российские не всегда удается полностью повторить всю реализованную функциональность продуктов. В таких ситуациях мы либо предлагаем комплекс из нескольких отечественных продуктов, либо совместно с заказчиками определяем, что действительно необходимо, а какие требования являются избыточными, и нередко имеющаяся функциональность оказывается достаточной. При этом важно, что вендоры открыты к диалогу и готовы обсуждать доработку решений в долгосрочной перспективе», — отметила Екатерина Сюртукова, руководитель отдела развития бизнеса направления «Solar Интеграция» компании «РТК-Солар».

Исследование проводилось методом количественного онлайн-опроса в апреле-мае 2022 года. В ходе опроса респондентам предлагалось выбрать один или несколько из предложенных вариантов ответа. Размер опрошенных компаний представлен различными категориями: от менее 250 до свыше 10 тысяч сотрудников. География участников исследования охватила Москву и Санкт-Петербург, а также другие города страны с населением более 500 тысяч жителей.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПРОДУКТА

Еще больше о наших возможностях

«Солар»: госсектор, банки и нефтегаз – главные жертвы DDoS-атак в I квартале

«Солар»: госсектор, банки и нефтегаз – главные жертвы DDoS-атак в I квартале

Узнать больше
ГК «Солар»: число веб-атак на сайты российских компаний за год выросло в 2 раза

ГК «Солар»: число веб-атак на сайты российских компаний за год выросло в 2 раза

Узнать больше
Solar DAG 2.0: кроссплатформенное решение с глубокой аналитикой, автоматизацией мониторинга и реагирования на ИБ-инциденты

Solar DAG 2.0: кроссплатформенное решение с глубокой аналитикой, автоматизацией мониторинга и реагирования на ИБ-инциденты

Узнать больше
Кибербезопасность в цифровую эпоху: кто отвечает за защиту детей в интернете?

Кибербезопасность в цифровую эпоху: кто отвечает за защиту детей в интернете?

Узнать больше
Стартует отборочный этап на IV Международный киберчемпионат по информационной безопасности

Стартует отборочный этап на IV Международный киберчемпионат по информационной безопасности

Узнать больше
Клиенты Т2 заказали более двух миллионов проверок утечки персональных данных от «Солара»

Клиенты Т2 заказали более двух миллионов проверок утечки персональных данных от «Солара»

Узнать больше
«Солар»: как российские организации подходят к выбору NGFW для киберзащиты

«Солар»: как российские организации подходят к выбору NGFW для киберзащиты

Узнать больше
Коммуникационная платформа VK Tech и Solar Dozor защитят конфиденциальные данные от утечек

Коммуникационная платформа VK Tech и Solar Dozor защитят конфиденциальные данные от утечек

Узнать больше
Виртуальная схватка: «Солар» смоделирует атаки и покажет компаниям слабые места в их ИБ-защите

Виртуальная схватка: «Солар» смоделирует атаки и покажет компаниям слабые места в их ИБ-защите

Узнать больше
«Солар» запустил первую в РФ услугу архитектора комплексной кибербезопасности

«Солар» запустил первую в РФ услугу архитектора комплексной кибербезопасности

Узнать больше