В связи с уходом иностранных вендоров с российского рынка кибербезопасности в первом квартале 2022 года у компаний возникла потребность в миграции на отечественные средства защиты.

В данном отчете рассмотрено, как доля отечественных и иностранных продуктов по кибербезопасности распределялась в коммерческих компаниях и организациях государственного сектора на начало 2022 года и как это соотношение может измениться к концу 2023 года. Также исследование содержит статистику о сложностях, с которыми компании сталкиваются при переходе на российские средства защиты.

Ключевые выводы

На январь 2022 года в коммерческих компаниях преобладали иностранные решения (у 51% компаний доля отечественных составляла менее 15%), в то время как в 33% компаний государственного сектора более 60% приходилось на отечественные средства защиты.

По оценкам респондентов, к концу 2023 года доля отечественных средств защиты заметно увеличится и составит более 60% в 53% компаний госсектора и 30% коммерческих организаций.

Уже сейчас большинство компаний отмечают рост стоимости на отечественные средства защиты (24% опрошенных говорят о росте более чем на 20%, а 34% видят рост до 20%).

С задержкой сроков поставки так или иначе столкнулась почти половина респондентов (46%). При этом 8% отмечают, что поставщики вообще не готовы гарантировать сроки.

Регулярные проблемы с работоспособностью отечественных решений отмечают в основном коммерческие компании (20% против 3% в госсекторе). Также треть из них ожидают значительных функциональных доработок решений, в то время как в государственном секторе такой вариант в принципе не выбирали.

В целом, 84% респондентов планируют переход на отечественные решения, в большинстве своем это государственные компании и компании с госучастием. Среди средств защиты, которые планируется внедрить до конца 2023 года, чаще всего назывались антивирусное ПО (38%), VPN-шлюзы (19%), системы защиты веб-приложений (15%), системы защиты баз данных (14%), DLP-системы (13%) и IdM-системы (11%).