РУБРИКА "ЭКСПЕРТЫ SOLAR INRIGHTS": АНАЛИЗИРОВАТЬ, ПОНИМАТЬ, РЕШАТЬ!
Аналитика использует данные для ответа на бизнес-вопросы, выявления взаимосвязей и закономерностей, прогнозирования результатов и автоматизации решений.
Анализировать входные данные, понять поведение пользователя, принимать быстрые и эффективные решения для развития бизнеса – вот те задачи, которые стоят перед нашими аналитиками системы Identity Management (IdM), или, как именуют более современные решения, Identity Governance & Administration (IGA).
Об аналитике в целом и как работают аналитики в команде Solar inRights
рассказывает руководитель отдела аналитики Арина Нельга.
Кто такой аналитик?
В процессе разработки и создания сложных информационных систем начиная с самых первых этапов возникает очень много вопросов: зачем необходима эта система, какие проблемы пользователей она будет решать, как будет выглядеть, какими характеристиками она должна обладать, какие из них приоритетны, а какие второстепенны и т. д.
Эти сложные вопросы ложатся на плечи аналитика – поскольку, если отвечать на них будет сам разработчик, он не сможет продуктивно выполнять свои задачи.
Роль архитектора пересекается с ролью аналитика?

Чем отличается бизнес-аналитик от системного аналитика?
Задача бизнес-аналитика – изучить деятельность компании, выявить проблемы и потребности, проверить бизнес-процессы с целью их улучшения. Результатом работы бизнес-аналитика должны стать рекомендации, какие изменения надо внедрить в компании, чтобы улучшить процесс.
Системный аналитик — это специалист, который на основе потребностей компании, выявленных бизнес-аналитиком, создает технические описания/требования к системе, т. е. переводит потребности бизнеса на технический язык, понятный разработчикам.Где-то эти роли разделены, где-то объединены. Сейчас очень популярны именно fullstack-специалисты, совмещающие эти две роли в одну. Они умеют слушать, задавать правильные вопросы, выявлять проблемы и в то же время хорошо знают техническую часть: понимают наш продукт, его особенности, возможности и ограничения и хорошо взаимодействуют с командой (с разработчиками, тестировщиками и т. д.).
Нужно ли дополнительно развивать аналитические навыки или достаточно использовать уже накопленный опыт?
Мы постоянно развиваем наших сотрудников, причем сразу по двум направлениям, Soft-skills и Hard-skills.
Soft-skills:
-
Общение с заказчиком
-
Проведение встреч
-
Уверенность в проведении переговоров
-
Понимание предметной области (задачи управления доступом)
-
Знание методов анализа
-
Знание нашего продукта и его особенностей
Используются ли у вас в компании какие-то современные технологии и практики в области аналитики?
Нам надо взаимодействовать с заказчиком, вести с ним переговоры, выявлять потребности. Для этого наши специалисты проходят ряд обучений и в тоже время подтягивают и свои технические навыки.
Для совершенствования навыков нашей команды аналитиков мы:
-
Совместно изучаем новые документы и приемы
-
Обмениваемся информацией внутри команды
-
Изучаем собственный продукт, новые технологии и практики
-
Модернизируем собственные шаблоны деятельности
Применение таких методик дает свои результаты, вы смогли их оценить?
Не так давно наши сотрудники проходили специальное обучение по проведению переговоров и выявлению требований. Благодаря этому обучению мы поняли, что подготовка к встрече не менее важная часть, чем проведение самой встречи, что готовиться к встречам нужно заранее – как самостоятельно, так и вместе с командой. Когда мы начали заранее готовиться к встрече и все заранее прорабатывать, встречи стали проходить более результативно.
Есть ли минусы в работе аналитика?
Аналитик – это первый элемент в цепочке создания системы, её фундамент.
Как предотвратить выгорание сотрудников на сложных проектах?
Самое главное, что в работнике нужно видеть прежде всего человека! Нужно индивидуально общаться с каждым сотрудником, тем более на таких сложных и масштабных проектах, как внедрение IdM/IGA-системы. Важно не терять коммуникацию с сотрудниками, всячески их поддерживать, благодарить за проделанную работу, показывать, насколько важен вклад каждого конкретного сотрудника в общее дело.
Немаловажно также и правильное распределение задач. Есть люди, у которых лучше получается общаться, кто-то лучше пишет документы, кто-то рисует схемы – и задача руководителя заключается в том, чтобы правильно распределить фронт работ в команде, чтобы работникам было комфортно, чтобы они дополняли друг друга и помогали друг другу.
Какие сложности за последнее время встречались в работе и как удалось их преодолеть?
Бывают сложности, когда аналитик не совсем понимает свою роль в конкретном проекте или понимает ее не совсем верно. Спектр задач очень большой, и, если в самом начале аналитик не до конца разобрался, что скрывается за той или иной задачей, могут возникнуть проблемы: будут разные ожидания у проектной команды и у самого аналитика. Но мы стараемся такие проблемы выявлять на начальном этапе и сразу их решать.
Рекомендации для обозначения границ ответственности аналитика:
-
Определить, за что отвечает каждая роль
-
Зафиксировать ответственность в документе
-
Донести до каждого сотрудника
Еще одна важная черта для аналитики, да и для любого человека – это умение к своему опыту и к своим навыкам относиться критично. Если ты не умеешь правильно реагировать на обратную связь – это большой минус.
В нашем случае не нужна аналитика просто ради аналитики.
Нужна именно командная работа, общее понимание и направление деятельности. Мы стараемся находить пути решения в общении, в донесении правильной информации и в поддержке.
Расскажите о текущем проекте
В конце прошлого квартала к нам пришел в работу новый сложный и масштабный проект. Он еще идет по настоящее время, но, не смотря на сроки и требовательного заказчика, нашей команде удалось очень хорошо отработать на первом этапе все взаимодействия. Во-первых, плодотворно вести переговоры с заказчиком: выявлять проблемы, анализировать процессы. Во-вторых, правильно их описать, причем не только в нашем внутреннем и знакомом шаблоне, а также с использованием методик и требований заказчика.
На выходе мы получили правильные, корректные документы – даже коллеги из других проектных команд отзываются о высоком качестве подготовки этих документов. Поэтому, можно сказать, что на проекте собралась отличная команда аналитиков, которые дополняют друг друга.
Надеемся, что и дальше мы будем двигаться с таким энтузиазмом, чтобы помочь заказчику решить все его задачи и самим получить удовлетворение от проделанной работы.