Получить консультацию по Solar Space

Каждый день мы пользуемся десятками сервисов — заказываем еду, записываемся к врачу, покупаем билеты. И почти везде оставляем свои персональные данные. Именно они становятся желанной целью злоумышленников. Казалось бы, проблема утечек касается в основном онлайн-магазинов, и именно они должны в первую очередь заботиться о защите данных покупателей на сайте. Однако это не так.

Только за первые девять месяцев 2024 года в российских компаниях произошло на 35% больше утечек, чем за весь 2023 год. Проблема уже затрагивает не только крупные компании, но также малый и средний бизнес, который пока меньше заботится о защите сайта от утечки информации. Хакеры массово сканируют сайты ботами в поисках уязвимостей и порой взламывают ресурсы просто ради проверки своих сил.

Сегодня новости об утечках данных появляются в СМИ почти так же часто, как сообщения о DDoS-атаках. В статье разберем, из-за чего происходит утечка и что можно сделать, чтобы обеспечить защиту данных клиентов на сайте.

Как происходят утечки данных на сайте

Чтобы заполучить персональные данные пользователей или другую конфиденциальную информацию, хакеры используют уязвимости сайта — недочеты или недоработки в информационной системе. Это могут быть ошибки в коде, устаревшее программное обеспечение или неправильные настройки. Примерно 80% веб-ресурсов имеют хотя бы одну серьезную уязвимость, и владельцы часто узнают об этом только после атаки.

как защитить сайт от утечки

Злоумышленники запускают ботов — они сканируют любые сайты в сети, чтобы обнаружить уязвимости. Используя эти слабые места как лазейки, можно не только завладеть данными, но и получить доступ к управлению веб-ресурсом. Поэтому защита сайта от утечки персональных данных — не просто дополнительная мера безопасности, а необходимость для любого бизнеса.

Наиболее распространенные уязвимости

Существует OWASP Top 10 — список самых распространенных критических уязвимостей веб-приложений, регулярно обновляемый международными экспертами по кибербезопасности. Рассмотрим несколько из них, которые приводят к утечкам данных клиентов:

  • SQL-инъекция. Атака, которая позволяет злоумышленнику внедрить вредоносный SQL-код через поля ввода на сайте — например, в форму регистрации или поиска. Если данные не фильтруются и не проверяются, код выполняется на сервере. В результате можно получить доступ к базе данных, украсть логины, пароли, контактные данные пользователей. Защита сайта от утечки информации в этом случае становится критически важной, так как уязвимости такого типа могут привести к серьезным последствиям для бизнеса и его клиентов.

    Пример: на вашем сайте есть форма для ввода контактных данных. Вместо них злоумышленник вводит в нее SQL-запрос, который позволяет просматривать список пользователей со всей информацией о них. Если у вас не установлена надежная защита сайта от утечки персональных данных, то конфиденциальная информация беспрепятственно попадет в руки хакеру.

  • Межсайтовый скриптинг — XSS. Эта уязвимость позволяет внедрить вредоносный JavaScript-код на веб-страницу. Когда пользователь заходит на нее, скрипт выполняется в его браузере. Это может привести к краже данных, перехвату сессий или редиректу на фишинговые сайты.

    Пример: в онлайн-магазине, где не обеспечена должная защита данных покупателей, может существовать уязвимость XSS. Если хакеру удастся оставить вредоносный скрипт, например, через форму отзывов, он может перехватить cookies пользователей. В результате злоумышленник получит доступ к их аккаунтам.

  • Ошибки идентификации и аутентификации. Если система авторизации на сайте недостаточно защищена, это упрощает взлом аккаунтов пользователей. К распространенным ошибкам относятся: слабые пароли, отсутствие двухфакторной аутентификации, уязвимости в механизме восстановления пароля, например простые контрольные вопросы.

    Пример: ваш сайт разрешает использовать любые пароли. Пользователь не хочет придумывать ничего сложного и ставит просто «12345». Хакер очень быстро сможет подобрать эту комбинацию и войти в аккаунт жертвы.

Защита сайта от утечки информации превратилась в одну из мер базовой кибергигиены. С развитием нейросетей и обилием инструкций в даркнете организовать атаку сейчас гораздо проще, чем раньше. Если вы представляете себе хакера в образе гения-программиста, который сидит в худи с капюшоном и взламывает корпорации, это не так. Злоумышленником может быть даже обычный владелец бизнеса, который решил навредить конкуренту.

Как узнать, что произошла утечка информации?

В большинстве случаев компании даже не подозревают о том, что с их сайта произошла утечка персональных данных. Такая информация появляется на форумах в даркнете, в хакерских группах и сообществах, где злоумышленники выставляют на продажу похищенные базы данных. Обычно они публикуют лишь часть массива, чтобы потенциальные покупатели могли убедиться в его актуальности.

как происходит утечка данных с сайта

О факте утечки клиентских данных с сайта можно узнать слишком поздно. Например:

  • когда злоумышленники начнут требовать выкуп, угрожая опубликовать похищенные данные, что может привести к штрафам для компании;
  • когда регуляторы обнаружат утечку и применят санкции.

Так как узнать о краже данных и предотвратить последствия крайне сложно, лучше заранее позаботиться о защите сайта от утечки информации.

Какие проблемы возникнут, если сайт взломают

Если не была организована надежная защита сайта и данные попали к злоумышленникам, это может привести к серьезным финансовым, репутационным и юридическим последствиям.

  • Штрафы. С 30 ноября 2024 года наказания за утечку персональных данных стали более жесткими. Теперь юридическим лицам грозят штрафы от 5 млн рублей, а окончательная сумма зависит от масштаба инцидента. Штрафы могут быть наложены сразу за несколько нарушений: за саму утечку, за неуведомление Роскомнадзора и за отсутствие необходимых документов. Регуляторы не учитывают, была ли утечка случайной — даже если компания не виновата, но не сообщила об инциденте вовремя, штрафа не избежать.
  • Иски от клиентов. Слабая защита сайта от утечек информации может привести к судебным искам. Клиенты вправе подать в суд с требованием компенсации морального ущерба. Суммы зависят от конкретного случая, но даже небольшие выплаты каждому клиенту могут серьезно ударить по бюджету. В конце прошлого года Всероссийский союз страховщиков предложил ввести в практику страхование ответственности операторов персональных данных с выплатой пострадавшим компенсации за моральный ущерб от 1000 до 5000 рублей в зависимости от типа утечки данных.
  • Репутационные риски. Компании могут утратить доверие клиентов, особенно если утечка широко освещается в СМИ или соцсетях. Это может привести к потере целевой аудитории и снижению прибыли.

Чтобы избежать серьезных последствий, лучше позаботиться о защите данных клиентов на сайте заранее.

Как организовать защиту сайта от утечки информации

Чтобы ваш сайт был безопасным для клиентов и работал стабильно, важно действовать комплексно.

  1. Защищаться от DDoS-атак. Такие атаки могут привести к медленной работе сайта, его недоступности, а также служить прикрытием, например, для кражи данных или внедрения вредоносного кода.
  2. Защищать сайт от ботов. Злоумышленники обычно используют ботов для поиска уязвимостей на сайтах. Автоматизированные скрипты сканируют веб-ресурсы, пытаясь найти слабые места и использовать их в своих целях. Подключив защиту от ботов, вы сможете снизить подозрительную активность.
  3. Использовать сервисы защиты от атак, связанных с эксплуатацией уязвимостей сайта. Среди наиболее распространенных угроз — SQL-инъекции, межсайтовый скриптинг и другие. Важно внедрять механизмы защиты, которые минимизируют риски. Например, WAF — Web Application Firewall, который выявляет и блокирует вредоносные запросы.
  4. Регулярно проводить сканирование на уязвимости. Постоянный мониторинг и анализ безопасности сайта помогут вовремя найти и устранить слабые места. Вопрос защиты сайта от утечки информации особенно актуален для ресурсов на базе популярных CMS. Например, WordPress, Joomla, Drupal, Битрикс и других. Эти платформы часто становятся мишенью для хакеров из-за их широкого распространения и наличия уязвимостей.
как защитить персональные данные пользователей

Как WAF поможет защитить сайт от утечки информации

WAF — Web Application Firewall — это своего рода щит для сайта. Он отслеживает весь входящий трафик и блокирует подозрительные запросы. Если злоумышленник попытается взломать сайт или украсть данные, WAF не пропустит такой запрос.

Большинство WAF — это сложные решения с множеством тонких настроек. У них высокая цена, а для их внедрения и поддержки желательно иметь специалиста в штате.

WAF Lite от Solar Space — облачное решение для защиты сайта от утечки информации и других веб-угроз. Он подключается с сервисами WEB AntiDDoS и WEB Antibot, поэтому владелец сайта получает эшелонированную — трехуровневую — защиту:

  • Первый уровень подавляет DDoS-атаки, которые могут замедлить или «положить» сайт
  • Второй — распознает и блокирует ботов, которые могут навредить сайту
  • Третий — фильтрует подозрительные запросы, которые могут привести к утечке информации, нарушению работы системы, взлому сайта или подмене контента.

Такой подход обеспечивает стабильную работу сайта, защищает персональные данные пользователей и гарантирует, что трафик поступает только от реальных посетителей. Таким образом, WAF Lite делает взаимодействие пользователей с сайтом более безопасным.

WAF Lite анализирует каждый запрос, проверяет его на наличие признаков вредоносных сигнатур и блокирует, если он кажется ему подозрительным. Заблокированные запросы отображаются в личном кабинете Solar Space, где при необходимости их можно добавить в список исключений.

защита сайта от утечки с помощью WAF

Стоимость комплексной защиты сайта от DDoS-атак, ботов и угроз, связанных с эксплуатацией уязвимостей, — от 7800 рублей в месяц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Утечки данных — это не только проблема крупных компаний. Малый и средний бизнес все чаще попадают под удар, а последствия могут быть очень серьезными. Если персональная информация клиентов попадет в руки злоумышленников, это грозит штрафами, судебными исками и потерей доверия аудитории.

Чтобы этого избежать, важно заранее позаботиться о защите сайта от утечки информации. Сервисы Solar Space — это простое и доступное решение, которое помогает блокировать атаки и ботов, предотвращать утечки и подмену данных, обеспечивать стабильную работу сайта. Регистрируйтесь в личном кабинете и подключайте защиту, не дожидаясь атаки на сайт.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПРОДУКТА

Еще больше о наших возможностях

Как отличить реального клиента от бота: простое руководство для бизнеса

Как отличить реального клиента от бота: простое руководство для бизнеса

Узнать больше
Защита сайта от DDoS-атак: сделай сам или отдай профессионалам?

Защита сайта от DDoS-атак: сделай сам или отдай профессионалам?

Узнать больше
Вас взломали! Расследование инцидентов ИБ для малого и среднего бизнеса

Вас взломали! Расследование инцидентов ИБ для малого и среднего бизнеса

Узнать больше
DDoS и конкуренция: как не стать жертвой недобросовестных игроков рынка

DDoS и конкуренция: как не стать жертвой недобросовестных игроков рынка

Узнать больше
Как просчитать стоимость атаки для вашего бизнеса

Как просчитать стоимость атаки для вашего бизнеса

Узнать больше
Защита от копирования сайта: кто и зачем клонирует ваш веб-ресурс

Защита от копирования сайта: кто и зачем клонирует ваш веб-ресурс

Узнать больше
5 причин, почему ваш сайт привлекает ботов и как это остановить

5 причин, почему ваш сайт привлекает ботов и как это остановить

Узнать больше
Фродовый трафик: как защитить сайт от ботов и фальшивого трафика

Фродовый трафик: как защитить сайт от ботов и фальшивого трафика

Узнать больше
Заявка с сайта: что это такое и почему качество важнее количества

Заявка с сайта: что это такое и почему качество важнее количества

Узнать больше