В 2024 году почти 50% мирового интернет-трафика генерировали боты. Закономерно возникает вопрос, что это означает для онлайн-бизнеса. Помимо полезных ботов для индексации контента, обратной связи, тестирования функций, существуют и вредоносные. Они используются злоумышленниками для автоматизированных атак, взломов аккаунтов, поиска уязвимостей сайтов. Главная опасность в том, что такие программы постоянно усложняются – в них применяются технологии машинного обучения. Чтобы защитить свой сайт, необходимо позаботиться о внедрении антибот-решения. В статье рассказываем, какое подойдет для малого бизнеса.
Актуальность проблемы ботов для малого бизнеса
Многие крупные организации уже становились целями атак, поэтому заботятся о своей защите. Атаки на малый и средний бизнес не получают такого освещения в СМИ, поэтому владельцы небольших компаний ошибочно думают, что эта проблема их не касается. Но ботового трафика стало так много, что автоматизированные программы наряду с реальными людьми посещают буквально каждый сайт в интернете.
Чтобы понимать, чем опасны вредоносные боты, разберемся, какие действия они могут выполнять на сайте:
Парсить контент – собирать и анализировать информацию по заданным параметрам. Такую тактику часто используют на высококонкурентном рынке: парсят цены на разных сайтах, чтобы на своем ресурсе устанавливать стоимость ниже и привлекать покупателей.
Массово регистрироваться на сайте – это создает повышенную нагрузку на сервер, а если используется СМС-подтверждение при регистрации, то бюджет на сообщения расходуется за считанные минуты.
Взламывать пользовательские аккаунты и получать доступ к конфиденциальной информации – с помощью автоматического перебора паролей (брутфорс-атаки).
Оставлять фейковые заявки в формах обратной связи – сотрудникам компании приходится тратить время на отработку спам-заявок, а маркетологи получают некорректные данные о конверсии.
Размещать в комментариях нежелательную рекламу, фейковые отзывы, фишинговые ссылки.
Сканировать сайт на уязвимости – этими слабыми местами в системе потом пользуются хакеры для взлома, перехвата управления ресурсом или подмены контента.
Если сайт защищен антиботом, такой сервис распознает и блокирует опасных ботов до того, как они успевают навредить ресурсу, его владельцу или пользователям. Меры безопасности не предусмотрены? В таком случае ресурс из-за нашествия ботов будет тормозить или вовсе станет недоступным. Если такое повторяется регулярно, то это грозит бизнесу оттоком клиентов и убытками.
Что такое антибот-решения
Это специальные системы, ориентированные на выявление подозрительной активности, инициированной ботами. Они блокируют опасные автоматизированные программы, не пресекая деятельность полезных роботов.
В каждом таком сервисе заложен свой стек технологий. Разберем те, что реализованы в WEB Antibot от Solar Space:
Rate limiting – установка лимита на количество запросов, отправленных к сайту за определенный период времени.
Анализ SSL-отпечатков (динамический анализ клиентских соединений) – метод идентификации клиентских устройств и ПО по ряду уникальных признаков.
Java-script challenge – автоматическое тестирование браузеров для проверки реальный ли это пользователь или бот.
Модуль ML (машинного обучения) – комбинация статических и математических методов для выявления поведенческих аномалий и прямых атак.
Капча (CAPTCHA) – тесты, позволяющие распознать реальных пользователей. Используются в качестве дополнительной проверки, если система заподозрила, что запрос исходит от бота.
Сервис с применением перечисленных методов обрабатывает весь трафик к ресурсу. Антибот выдает процент вероятности роботизированных запросов и сравнивает его с установленным в системе порогом. Если показатель выше порогового значения, сервис предполагает опасную бот-активность и выдает капчу. Если ниже – делает вывод, что на сайт хочет попасть человек и пропускает его.
Таким образом WEB Antibot обеспечивает проактивную защиту, блокируя вредоносных ботов до того, как они успеют причинить ущерб.
От каких угроз защищает антибот-решение
Какие угрозы несут боты, и чем это грозит бизнесу:
Снижение эффективности онлайн-рекламы и диджитал-продвижения сайта. Боты негативно влияют на поведенческие факторы, которые оценивают поисковики при ранжировании сайтов в поисковой выдаче.
Спам-заявки и фальшивые негативные отзывы. Боты автоматически заполняют формы заказов вымышленными данными. Менеджеры компании вынуждены впустую тратить время на такие обращения, из-за чего дольше обрабатываются обращения реальных клиентов. Фальшивые негативные отзывы, чаще всего заказанные конкурентами, бьют по репутации, ведь их видят и принимают к сведению потенциальные покупатели.
Перегрузка сайтов из-за наплыва ботов. Огромное количество запросов приводит к тому, что ресурс начинает тормозить или вовсе прекращает работу. Если сайт недоступен (особенно в течение длительного времени), потенциальные клиенты могут уйти к конкурентам.
Кража контента и использование для мошеннических целей. С помощью веб-скрепинга, то есть копирования ресурса ботами, хакеры создают фейковые страницы, который выглядят как реальные. Чаще всего это делают для мошенничества. К примеру, множество таких сайтов-подделок появляется в сезон подготовки к отпускам, когда люди планируют отдых. В результате страдает репутация компании-жертвы, у которой появился фальшивый зеркальный сайт.
Если обобщить последствия отсутствия антибот-защиты, то это: замедление работоспособности сайта, снижение лояльности клиентов, искажение веб-аналитики, репутационный ущерб и риски более серьезных атак из-за найденных ботами уязвимостей.
Как выбрать антибот-решение
В первую очередь нужно оценивать функционал, но для малого бизнеса важно также обращать внимание на следующие критерии:
простота подключения и использования
высокая степень автоматизации без необходимости тонких настроек
доступная стоимость с учетом бюджета компании
влияние на скорость работы сайта
регулярное обновление и техническая поддержка решения
При выборе антибот-решения для малого бизнеса стоит обратить внимание на решения с машинным обучением – в них реализованы различные технологии для детального поведенческого анализа. Системы с ML-моделями способны мгновенно определять и отбраковывать ботовый трафик, к тому же они непрерывно обучаются и совершенствуются.
Артем Избаенков,
директор продукта Solar Space, консультант ООН в области кибербезопасности, член правления Ассоциации руководителей служб информационной безопасности
«ML – словно маленький ребенок, которого нужно научить, что такое хорошо и что такое плохо. Так мы и сделали с моделью в нашем сервисе: взяли огромный объем данных об атаках и «показали» – вот это плохие вредоносные пользователи, а это хорошие. Система анализирует более 100 параметров в каждом запросе.
Наша разработка уже запатентована, но мы продолжаем ее совершенствовать. Планируем добавить алгоритм распознавания ботовой атаки на базе временных рядов.
Система будет принимать решение не просто опираясь на показатели здесь и сейчас, а на основе своего рода исторической справки об этом пользователе, его запросах, IP-адресе. Она будет работать по принципу сессионного антифрода, наблюдая за каждым пользователем на протяжении всех его действий на сайте.
Накопленные данные помогут, к примеру, распознавать легальные аномалии трафика во время распродаж. Основываясь на данных, собранных во время прошлой распродажи, модель определит, что это не атака, а множество легитимных пользователей».
Для малого бизнеса оптимальным выбором станет сервисная модель использования защитных решений, поскольку таким компаниям нецелесообразно устанавливать на своей стороне дорогое оборудование и обслуживать его. WEB Antibot от Solar Space доступен по сервисной модели с самостоятельным онлайн-подключением в личном кабинете.
Преимущества антибот-решения от Solar Space для малого бизнеса
WEB Antibot – это:
автоматизированная проактивная защита ресурса без сложных настроек
стабильная работа сайта и оптимизация нагрузки на сервер
блокировка опасных ботов до того, как они успеют навредить ресурсу
быстрое подключение и удобное управление через личный кабинет
онлайн-оплата картой для физических лиц и самозанятых, по счету для ИП и юридических лиц
доступные тарифы на антибот-решение для малого бизнеса
WEB Antibot подключается вместе с сервисом WEB AntiDDoS. Он на первом этапе фильтрует паразитный трафик для защиты от DDoS-атак, которые замедляют работу сайта или делают его полностью недоступным. После этого антибот-решение проверяет трафик «на человечность», блокируя вредоносных роботов.
Таким образом работает двухуровневая защита сайта по выгодной стоимости – от 1800 рублей в месяц для сайтов с небольшим объемом трафика до 27000 рублей в месяц для крупных интернет-магазинов. Два решения в рамках одного тарифа обеспечивают безопасность сайта и поддерживают его стабильную работоспособность.
Доступно и повышение уровня защищенности – можно подключить третий сервис, WAF Lite для блокировки атак, направленных на эксплуатацию уязвимостей. Это обеспечит эшелонированную защиту сайта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для бизнеса намного выгоднее предусмотреть защиту от вредоносных ботов, чем бороться с последствиями их активности. Это утверждение справедливо для компаний любого размера, поскольку никто не застрахован от кибератак. Необязательно вкладываться в дорогостоящие защитные решения – можно подключить антибот от Solar Space по подписке от 1800 рублей в месяц. Переходите в личный кабинет и поставьте свой ресурс под защиту уже сегодня.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПРОДУКТА
Еще больше о наших
возможностях
Как выбрать эффективное решение по защите от DDoS-атак