ГК «Солар» в рамках форума «Цифровые решения» организовала дискуссию о роли кибербезопасности в формировании конкурентного преимущества в организациях, ориентированных на массовые рынки и аудитории — образование, ритейл и маркетплейсы, цифровые сервисы и IT-бизнес.

По данным ряда исследований об отношении российского общества к вопросам кибербезопасности, потребители всерьез обеспокоены собственной цифровой защищенностью. На фоне растущего числа киберугроз компании, способные продемонстрировать высокий уровень безопасности, получают значительное преимущество в глазах клиентов. Так, около 70% потребителей в b2c-сегменте готовы отказаться от услуг компании, которая допускает утечку данных. Основную тему сессии задал Игорь Ляпунов, генеральный директор ГК «Солар»: «Кибербезопасность становится не только технической дисциплиной, но и определенной особенностью бизнеса, одним из дифференциаторов конкурентоспособности в финансовом и телеком-секторе и других индустриях», — и предложил участникам сессии обсудить эту позицию.

Наталья Воеводина, генеральный директор АО «Кибериспытание», фонд Сайберус, подчеркнула, что кибербезопасность становится новой компетенцией для топ-менеджмента компаний: «Если ты работаешь в цифре, если это природа твоего бизнеса, топ-менеджмент должен разбираться в том, какие есть угрозы, какие классы защиты. Сегодня «мостик» между ИБ и бизнесом есть на уровне продуктовых команд, разработки. Но на уровне топ-менеджмента он пока еще слабый».

Чтобы проиллюстрировать важность кибербезопасности, Кирилл Мякишев, директор по информационной безопасности OZON, оценил стоимость дня простоя платформы в результате кибератаки: «Потенциально онлайн-платформа может потерять до 7 миллионов заказов за день простоя. Это правда существенно для любого бизнеса, поэтому так важно выстраивать активное взаимодействие с функцией ИБ в компании. Наша задача — обеспечивать устойчивость бизнеса, делать продукт безопасным для пользователей. Кроме того, мы регулярно занимаемся вопросами повышения осведомленности в вопросах информационной безопасности: с сотрудниками, партнерами и нашими пользователями. Проводим учения, запускаем курсы, делимся полезным контентом».

С позицией о ценности кибербезопасности в IT-индустрии согласился Виктор Бобыльков, директор по кибербезопасности МТС Web Services, отметив: «Клиент, выбирая облачный сервис, все-таки в первую очередь смотрит на сам продукт и на цену. Но кибербезопасность — неотъемлемая часть облака. Если поставщик сможет внятно ответить на этот вопрос, это очевидный плюс».

Пример такого развития бизнеса через кибербезопасность также привел Алексей Кубарев, руководитель направления информационной безопасности, Т1 Интеграция: «Моя трудовая деятельность выпала на замечательное время, когда ИБ — это окно возможностей. В свое время я решил, а почему бы ИБ-подразделение не сделать генерирующим выручку? И мы стали предлагать на рынок услуги по модели SECaaS, проектные работы и вышли на самоокупаемость, несмотря на то, что наша основная функция, по сути, — это обеспечение непрерывности бизнеса. Сейчас наше ИБ-подразделение самоокупаемо и прибыльно».

Участники рассказали о практиках и подходах к ИБ, принятых в их компаниях. Антон Байтала, руководитель Центра мониторинга информационной безопасности АО «Компания ТрансТелеКом»: «Наличие центра компетенций ИБ позволило пересмотреть подходы к запуску новых продуктов и сервисов. Мы на начальных этапах подключаем архитекторов ИБ, чтобы не было ситуаций, когда продукт готов, а безопасники говорят: «Подождите, а где же соответствие нашим требованиям?» Все продукты изначально делаются в защищенном исполнении, и мы также реализуем непосредственно продукты инфобеза: защита от DDoS, защита приложений и другие системы».

Илья Яблоков, директор по информационной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ, отметил сходство проблем, болей и вызовов, с которыми сталкиваются специалисты по кибербезопасности, стремясь найти общий язык с менеджментом компании и с пользователями: «Информационная безопасность — не рутинная маленькая функция, это порядок во всем. Бизнес отвечает на запрос роста, нам надо быстро вырасти, а ИБ-специалисты, как правило, потом разбираются с проблемами. Поэтому мы стараемся участвовать во всех процессах, чтобы остановить возможные ошибки, выиграть немного времени подумать и спроектировать наиболее безопасное решение».

Вадим Смирнов, директор по информационной безопасности Faberlic/компания «Эксперт», прокомментировал, как меняется роль руководителя по кибербезопасности в бизнесе, так как актуальные задачи выходят за рамки только поддержки операционной деятельности. «Все зависит от CISO, как он себя поставит, и от зрелости компании. Если просто занимаешься безопасностью — останешься «на саппорте», если занимаешься вопросами бизнеса — ты партнер, а если помогаешь его развивать — бизнес-единица. Это наша задача — сформировать запрос потребителя на конкурентное преимущество ИБ. Для этого, в свою очередь, нужно повышать киберграмотность населения совместными усилиями государства, бизнеса и вендоров ИБ. От этого в конечном счете выигрывают все граждане страны, наши клиенты, а значит, и мы», — резюмировал эксперт.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПРОДУКТА

Еще больше о наших возможностях

«Солар»: число хакерских группировок, атакующих компании РФ, за 2025 год выросло более чем в 2 раза

«Солар»: число хакерских группировок, атакующих компании РФ, за 2025 год выросло более чем в 2 раза

Узнать больше
Шаг к киберустойчивости: «Почта России» завершила первую фазу масштабного проекта с участием лидеров рынка ИБ

Шаг к киберустойчивости: «Почта России» завершила первую фазу масштабного проекта с участием лидеров рынка ИБ

Узнать больше
На российском рынке идет борьба за опытных специалистов по кибербезопасности — исследование hh.ru и ГК «Солар»

На российском рынке идет борьба за опытных специалистов по кибербезопасности — исследование hh.ru и ГК «Солар»

Узнать больше
Бизнес и вузы объединятся против киберугроз: «Солар» и МИЭМ НИУ ВШЭ начнут готовить ИБ-специалистов нового поколения

Бизнес и вузы объединятся против киберугроз: «Солар» и МИЭМ НИУ ВШЭ начнут готовить ИБ-специалистов нового поколения

Узнать больше
Исследование ГК «Солар»: каждый третий штат крупнейшего бизнеса недоукомплектован ИБ-специалистами

Исследование ГК «Солар»: каждый третий штат крупнейшего бизнеса недоукомплектован ИБ-специалистами

Узнать больше
Выставка «Киберкультура» — искусство и кибербезопасность в одном флаконе!

Выставка «Киберкультура» — искусство и кибербезопасность в одном флаконе!

Узнать больше
Почта России и «Солар» выявили и заблокировали более 250 фейковых ресурсов почтового оператора

Почта России и «Солар» выявили и заблокировали более 250 фейковых ресурсов почтового оператора

Узнать больше
«Солар» увеличил выручку до 12,8 млрд рублей по итогам девяти месяцев 2025 года

«Солар» увеличил выручку до 12,8 млрд рублей по итогам девяти месяцев 2025 года

Узнать больше
Российская неделя кибербезопасности 2025: кибербез-ликбез, дни открытых дверей и Киберстарт для молодых специалистов

Российская неделя кибербезопасности 2025: кибербез-ликбез, дни открытых дверей и Киберстарт для молодых специалистов

Узнать больше
Рынок корпоративного ИБ-образования в России достигнет 3,4 млрд рублей к 2026 году

Рынок корпоративного ИБ-образования в России достигнет 3,4 млрд рублей к 2026 году

Узнать больше