Почему не открывается сайт: решение проблемы и защита веб-ресурса
Узнать большеОглавление
- Что такое капча и как она работает
- Зачем нужна капча для сайта
- От чего защищает капча
- Виды капчи
- Защита от ботов без капчи
- Как работает антибот для сайта
Найдите все фото со светофорами или отметьте картинки с пожарными гидрантами. С такими тестами часто сталкиваются интернет-пользователи. Это капча – ее владельцы веб-ресурсов вынуждены внедрять, чтобы защититься от автоматизированных ботовых атак и спам-заявок.
Они наносят реальный урон бизнесу, поэтому капча для сайта объективно необходима. Правда, страдают от этого и настоящие пользователи. Им раз за разом приходится выбирать все фото с автомобилями на картинке, где автомобилей может и не быть.
В этой статье объясняем, что такое капча простыми словами, и как найти тонкую грань между борьбой с ботами и удобством сайта для посетителей. Вы узнаете, от чего защищает капча, и можно ли обойтись без нее.
Что такое капча и как она работает
Капча, она же CAPTCHA – Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart. На русском это означает «полностью автоматизированный тест Тьюринга, чтобы отличать компьютеры от людей».
Алгоритм, лежащий в основе CAPTCHA, 75 лет назад разработал британский математик и криптограф Алан Тьюринг. Он стремился выяснить, способна ли электронно-вычислительная машина мыслить как люди. В 90-х годах с развитием интернета, а вместе с ним – ботов и спама, появилась потребность в механизме, который бы различал бота и подлинного онлайн-пользователя. В американском университете Карнеги-Меллона адаптировали тест Тьюринга. Так и появилась капча для сайта – эффективное решение для защиты от вездесущих ботов в интернете.
Пользователю предлагается выполнить задание, которое легко решит человек, но будет сложно автоматизировать: ввести специальный код, распознать изображение или аудиозапись. Так механизм CAPTCHA определяет, что по ту сторону экрана находится человек, а не робот.
Мы разобрались, что такое капча, и как она работает. Теперь расскажем, какой опасности подвергаются сайты без капчи.
Зачем нужна капча для сайта
Капча простыми словами – это тест на человечность. Почему результат этого тестирования так важен, и на каких веб-ресурсах оно особенно необходимо?
В первую очередь капча нужна для веб-приложений, с которыми пользователь взаимодействует онлайн: регистрируется и авторизуется, заполняет формы и оставляет заказы. Такие веб-ресурсы боты особенно любят использовать в своих целях:
- рассылать тысячи спам-сообщений и заявок, забивая почтовый ящик владельца сайта;
- организовывать массовые атаки автоматизированными программами, чтобы замедлить или прервать работу ресурса;
- регистрировать поддельные учетные записи и использовать их для мошенничества;
- массово бронировать товары, чтобы ограничить возможность их покупки реальными клиентами;
- взламывать аккаунты пользователей путем автоматического перебора паролей.
Все эти действия оборачиваются для компаний финансовыми и временными затратами. Приходится вручную проверять каждую сомнительную заявку, блокировать спам-аккаунты и бороться с репутационными рисками. Массовое бронирование товаров автоматизированными программами напрямую влияет на прибыль. Если боты положили в корзину весь запас, настоящие покупатели увидят пометку «Нет в наличии» и уйдут искать аналоги на сайтах конкурентов.
Именно поэтому для многих компаний не стоит вопрос, зачем нужна капча. Даже если временами она раздражает пользователей, засилье ботов в интернете не оставляет выбора.
С развитием интернет-рекламы и цифровых каналов продвижения этот инструмент стал нужен даже лендингам и простым сайтам, которые не предполагают действий со стороны пользователей. Для них визиты ботов тоже оборачиваются неприятными последствиями:
- искажение данных веб-аналитики, из-за чего затрудняется оценка эффективности рекламных кампаний;
- оплата за бесполезный ботовый трафик и пустые клики при запуске онлайн-рекламы;
- негативное влияние на поведенческие факторы, которые оценивают поисковые системы при ранжировании сайтов в выдаче.
Многие компании тратят до 20% бюджета на диджитал-рекламу. Постоянный поток ботов на сайте означает впустую потраченные средства на привлечение потенциальных клиентов.
Боты могут сканировать содержимое сайта и создавать его копию. Такие ресурсы-подделки активно используют для мошенничества, фишинга и кражи данных пользователей. Это удар по репутации компаний, чьи сайты невольно послужили инструментом в руках злоумышленников.
Капча для сайта – способ избежать таких неприятностей. Она экономит время и средства владельцам веб-ресурсов, чтобы они могли заниматься развитием бизнеса, а не борьбой с ветряными мельницами в виде ботового трафика.
От чего защищает капча
Инструмент призван уберечь веб-ресурсы от нежелательной автоматизации. Именно в этом часто заключается суть атаки ботов: прийти, автоматизировать и затем использовать результаты в своих целях.
Поэтому капча для сайта необходима в тех местах, где высок риск использования роботов и наиболее серьезны последствия их действий. Вот распространенные случаи, когда пользователю предлагают подтвердить, что он человек:
1. Регистрация и авторизация. Перед созданием нового аккаунта или входом в существующий капча нужна, чтобы не допустить массового создания фейковых профилей ботами.
2. Отправка форм. Будь то форма обратной связи, заявка на услугу или поле для комментария – им нужна защита от использования ботами для спам-рассылок.
3. Денежные операции. Капча, пройденная перед оплатой товаров или услуг, гарантирует, что транзакцию совершает реальный человек.
4. Восстановление пароля. В этом случае капча требуется, чтобы предотвратить автоматический перебор паролей и несанкционированный доступ к аккаунту пользователей.
5. Загрузка файлов. Если на сайте есть возможность загружать изображения, документы или другие файлы, нужно предотвратить возможные заливки вредоносных вложений.
Во всех вышеперечисленных случаях сайты с капчей показывают пользователю задание. На основе его результатов система определяет, человек это или робот, и блокирует автоматические скрипты.
Цифровизация все больше проникает в нашу жизнь, и мы привыкли все делать онлайн, поэтому сайты без капчи встречаются все реже. Она призвана ограничить доступ ботам, хотя некоторые тесты настолько трудно пройти, словно их цель – помешать реальным пользователям.
Причина усложнения и появления новых форматов капчи состоит в том, что роботизированные программы становятся умнее и учатся обходить простые задания. Разберемся, как работает капча в зависимости от метода определения ботов.
Виды капчи
Если посмотреть на виды капчи глазами пользователя, то их можно объединить по форматам отображения:
- текстовые
- аудио
- графические
- головоломки
- «я не робот»
- невидимые
Внутри каждого вида могут встречаться разные примеры капчи, которые отличаются методами взаимодействия с пользователем и распознавания ботов.
Текстовая капча
Считается самым простым видом: нужно повторить в поле ввода комбинацию букв или цифр. Хотя встречаются такие экземпляры, которые не разгадать и специалистам по шифрованию.
В более сложных форматах текстовой капчи пользователя могут попросить ответить на простой вопрос.
Аудиокапча
Звуковые примеры капчи часто используются в тандеме с текстовой версией. Если пользователь не справился с распознаванием символов на картинке, можно попытаться разгадать их на слух.
Ботам сложнее пройти аудиокапчу, тем более иногда на запись добавляют искусственный шум. Звуковой формат предпочтителен для людей с плохим или ограниченным зрением.
Графическая капча
Задания на работу с изображениями. В том числе те самые «Выбери все фото с велосипедами», когда гадаешь: указать только фрагмент с основной частью или все, куда хоть одним миллиметром занесло несчастный велосипед.
В основе такого варианта лежит метод Click CAPTCHA, поскольку для выполнения задания нужно кликать по картинке.
Другая группа графических заданий использует метод Rotate CAPTCHA. Человек должен перевернуть объект в нужное положение.
Все чаще встречаются усложненные варианты такой капчи с использованием 3D-графики, когда объект нужно повернуть в направлении, указанном на образце.
Капча-головоломка
В этом случае нужно собрать пазл или рассортировать картинки. В отличие от традиционных графических тестов здесь для определения «человечности» пользователя используется метод KEY CAPTCHA, который основан на логических интерактивных заданиях.
Капча «Я не робот»
Сайты с капчей такого формата просят поставить галочку для подтверждения, что вы реальный пользователь. Самые известные примеры – различные модификации reCAPTCHA от Google или hCAPTCHA.
Невидимая капча
Да, так можно было. Никаких сложных шифров на картинках или танцев с бубном вокруг фото с автобусом.
Как работает капча такого продвинутого формата: анализирует поведение пользователя на странице – скорость движения мышки, клики, особенности взаимодействия с сайтом. На основании этих параметров она делает предварительный вывод, человек это или бот.
Посетителям, которых заподозрили в принадлежности к ботам, система предложит решить традиционный тест и после этого примет окончательное решение о необходимости блокировки.
Пользователи, зашедшие на сайт с невидимой капчей, не узнают о ее существовании и могут подумать, что ее тут нет. А можно ли действительно защититься от вредоносных роботов без этого инструмента?
Защита от ботов без капчи
Есть несколько альтернативных способов оградить сайт от наплыва ботов.
1. Проверка через электронную почту.
Для регистрации на сайте нужно ввести код подтверждения из письма, пришедшего на электронную почту. Однако бота можно запрограммировать так, что он будет активировать скрипт для рассылки этих писем. Так что этот способ наиболее эффективен все-таки в сочетании с капчей. Ее нужно показывать после определенного количества запросов.
2. Авторизация через соцсети.
Популярный вариант, когда можно авторизоваться на сайте через существующий аккаунт в соцсети, Яндекс ID или Google.
3. Ловушки для ботов.
Специальные формы или поля, которые добавляются напрямую в HTML-код страницы. Обычные пользователи их не видят, а боты распознают и пытаются ввести туда данные. Если программа заполнит такое поле, ее действия будут заблокированы, но некоторые продвинутые боты научились обходить эти ловушки.
4 Ограничения по IP.
Владельцы сайтов могут ограничить количество отправляемых сообщений или регистраций с одного IP-адреса. Это частично помогает выявлять угрозы массовой рассылки и блокировать их.
5. Специальные сервисы.
Сервисы-антиботы используют совокупность механизмов, чтобы определять и блокировать нежеланных гостей на сайте. Продвинутые антиботы, такие как WEB Antibot от Solar Space, применяют технологии искусственного интеллекта для непрерывного обучения и адаптации к новым видам ботов.
Как работает антибот для сайта
Сервис обрабатывает все входящие обращения к сайту. Каждое такое обращение содержит набор параметров. WEB Antibot анализирует этот набор с помощью алгоритмов машинного обучения и вычисляет процент вероятности того, что запрос отправил робот.
Если этот процент ниже порогового значения, которое заложено в системе, система считает, что запрос отправил человек, и пропускает его на сайт.
Когда процент выше порогового значения, WEB Antibot предполагает, что это бот и показывает капчу в качестве дополнительного теста. По результатам прохождения сервис разрешает или запрещает доступ на сайт.
Механизм определения ботов на базе искусственного интеллекта разработан и запатентован командой Solar Space. Он постоянно совершенствуется, чтобы как можно точнее распознавать автоматизированные программы на сайте и не прибегать к проверке с помощью капчи.
Антибот от Solar Space работает в комплексе с сервисом WEB AntiDDoS. Он на первом уровне фильтрует паразитный трафик, отражая DDoS-атаки, цель которых замедлить сайт или сделать его недоступным. WEB Antibot на следующем этапе работает как фильтр для ботов, еще больше «очищая» трафик.
Анализ занимает доли секунды. Работа сервисов незаметна для пользователей и не тормозит сайт.
Преимущества WEB Antibot:
1. Стоимость.
От 1500 рублей в месяц за 2 сервиса – для защиты от DDoS-атак и от ботов. Цена определяется объемом трафика на сайте.
2. Автоматизация.
Сервисы готовы к работе сразу после подключения без дополнительных настроек и без помощи специалистов в ИТ и информационной безопасности.
3. Удобство.
Подключение онлайн через личный кабинет в формате ежемесячной подписки занимает около 20 минут даже во время атаки на сайт.
Оставьте заявку на консультацию, и менеджер поможет подобрать тариф для вашего ресурса.