
Аналитика киберугроз
Узнать большеМониторинг и реагирование на инциденты ИБ
Компании стремятся обеспечивать конфиденциальность своих данных и соблюдать регуляторные требования, предпринимая меры для предотвращения инцидентов ИБ, например, несанкционированного доступа к информации, утечек, кибератак, внутренних угроз. Непрерывный мониторинг и оперативное реагирование на инциденты — важные аспекты защиты. В статье рассказываем, что собой представляют эти меры, как их реализовать, каких специалистов задействовать и какими компетенциями они должны обладать.
Мониторинг инцидентов: что это такое
Мониторинг инцидентов ИБ — непрерывный контроль событий безопасности внутри информационной инфраструктуры с целью своевременного обнаружения подозрительных действий, выявления уязвимостей и слабых сторон защиты. Основные задачи мониторинга инцидентов:
В ходе анализа специалисты должны убедиться, что зарегистрированное событие действительно можно отнести к инциденту ИБ. Затем важно установить, какой именно инцидент произошел, — например, внутренняя угроза, попытка взлома, внедрение вредоносного ПО, DDoS-атака, утечка данных и др. От этого знания будут напрямую зависеть дальнейшие действия по устранению угрозы.
Мониторинг и реагирование на инциденты: как выглядят процессы
Одного мониторинга недостаточно для остановки атак на ИТ-инфраструктуру — угрозы нужно не только видеть, но и предотвращать. Очень важно обеспечить грамотное реагирование на инциденты ИБ, под которым понимают комплекс мероприятий, направленных на прекращение кибератак, минимизацию негативных последствий и оперативное восстановление нормального режима работы атакуемых систем.
Этапы реагирования на угрозу:
Во многих компаниях специалисты заранее разрабатывают план реагирования на тот или иной инцидент ИБ. В этот план включают инструкции по устранению проблем безопасности и перечень специалистов, которые будут задействованы в процессах ликвидации угроз и восстановления систем. Такой документ избавит от необходимости «на ходу» разрабатывать меры реагирования и позволит быстрее справиться с атакой.
Кто занимается мониторингом инцидентов
Обеспечение непрерывного мониторинга — задача аналитиков по инцидентам безопасности (SOC-аналитиков). Такие специалисты должны уметь выявлять подозрительную активность, в том числе и новые типы атак, определять характер угроз, находить слабые места в защите информационной инфраструктуры, разрабатывать меры реагирования, отслеживать тенденции киберпреступности.
Существует несколько уровней аналитиков SOC. Эксперты первой линии (SOC L1) мониторят события, обрабатывают информацию об аномалиях, выявляют потенциально опасные инциденты, осуществляют их первичную классификацию. Также в их задачи входит эскалация сложных случаев аналитикам второй линии (SOC L2), которые занимаются постоянным анализом информационных систем и корпоративных сетей, предпринимают меры по реагированию на угрозы, создают сценарии мониторинга и реагирования.
Базовые компетенции аналитиков SOC L1:
Базовые компетенции аналитиков SOC L2 более глубокие. Такие специалисты собирают детальные данные об инцидентах, проводят первичное расследование, готовят рекомендации по внедрению контрмер и ликвидации последствий кибератак.
Аналитики третьей линии подключаются, если специалисты первых двух уровней не справились с задачей. Обычно они участвуют в суперсложных кейсах, когда киберпреступники практически не оставляют следов.
Чтобы сотрудники обладали достаточными компетенциями в части мониторинга и реагирования на инциденты ИБ, им необходимо проходить обучение и регулярно повышать квалификацию. Для подтверждения приобретенных знаний проводится оценка навыков аналитиков SOC.
Мониторинг инцидентов ИБ: как это устроено на практике
Ключевую роль в мониторинге играет SIEM-система (Security Information and Event Management). Это решение для централизованного сбора и анализа корреляции событий ИБ. Как оно работает:
Помимо SIEM-системы для мониторинга инцидентов могут быть задействованы другие средства защиты, например:
Есть вариант построить процессы мониторинга и реагирования на инциденты, например, на базе JSOC (Joint Security Operations Center) от ГК «Солар». В таком случае можно не нанимать в штат специалистов, а доверить задачу по обнаружению угроз опытным экспертам по кибербезопасности.
Почему компании доверяют мониторинг инцидентов экспертам Solar JSOC
При подключении сервиса мониторинга и анализа инцидентов SOC, заказчик получает:
Преимущества сервиса для мониторинга и реагирования на инциденты:
Чтобы больше узнать о вариантах оказания сервиса, оставьте заявку на консультацию экспертов.
Обучение специалистов мониторингу инцидентов ИБ в Solar Method
Компании могут «вырастить» своих аналитиков, которые будут обеспечивать мониторинг и реагирование на инциденты. В этом им поможет компания «Солар», которая запускает целое образовательное направление — Solar Method, где в треке Blue Team, или Оборонительная безопасность, представляет два курса: «Аналитик SOC 1-й линии» и «Аналитик SOC 2-й линии», основанные на экспертизе и опыте экспертов разных подразделений. Курсы подходят тем, кто хочет строить карьеру в сфере кибербезопасности, повышать компетенции в части реагирования на угрозы ИБ, научиться распознавать нетипичные атаки.
Программа курса:
Преимущества курса:
После курса специалисты будут иметь необходимые практические навыки и смогут выполнять поставленные задачи по противодействию киберугрозам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мониторинг и реагирование на инциденты ИБ — критически важные процессы для любого бизнеса. Правильно организованный мониторинг — гарантия своевременного обнаружения угроз и защиты информационного периметра компании. С задачей помогут справиться аналитики SOC с необходимыми компетенциями. Получить практические навыки по распознаванию распространенных и нетипичных угроз можно на образовательных курсах Solar Method. Чтобы больше узнать об обучении по программе «Аналитик SOC», оставьте заявку или закажите обратный звонок.
Самые важные новости кибербезопасности у вас в почте
Выберите темы, на которые бы вам было интересно получать новости.